Кабинет профилактики. Пост "Здоровье+"
Система профилактической работы в школе.
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое «трудные дети» –
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните:
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оторваны тонкие нити,
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти
Поздно заметили, поздно учли.
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
В современном мире профилактика правонарушений и безнадзорности становится все актуальнее, поскольку все больше становится подростков и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из различных семей – с хорошим доходом и, наоборот, из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, из семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками.
В настоящее время ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей, многие родители безразличны к успеваемости своих детей, их не интересует окружение детей, с кем дружит ребёнок, с кем проводит свободное время. Современные родители много времени уделяют работе, зарабатывают деньги, или, разочаровавшись в первом браке, устраивают свою личную жизнь, а детей оставляют на бабушек и дедушек, или вообще оставляют без присмотра и не подозревают о проблемах, возникающих у детей, в результате чего дети, как правило, предоставлены сами себе. Либо, наоборот, родители оставляют своих младших детей на старших братьев и сестёр, которые заменяют им родителей, следят за ними, водят их в детский сад, делают с ними уроки, ухаживают за ними, когда они болеют, и прочее. На этой почве у детей возникают конфликты с родителями, которые сопровождаются неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома.
Все выше перечисленные причины ведут к росту числа безнадзорных подростков. Отсюда появляются такие явления как: бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя, и других вредных привычек, а так же рост правонарушений среди несовершеннолетних.
Безусловно, таким детям необходима помощь. И если взаимопонимания нет в семье, помочь ребёнку обязаны мы, специалисты школы.
Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. В школе мы создаём условия, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и интересов, контроль за соблюдением законодательства в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально – психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней – вот важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом.
Для решения проблем несовершеннолетних нужно заниматься ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и используем для этого разнообразные методы и формы работы.
В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Если между школой и семьёй не сложатся доверительные и доброжелательные отношения, говорить об объединении усилий в создании условий для формирования у ребенка качеств, необходимых для его самоопределения и самореализации невозможно.
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений школа опирается на действующее законодательство Российской Федерации, локальные акты школы.
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность школы в вопросе профилактики правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).